PSYСHOLOGY & FUN

15 подписчиков

Поток и Проповедь. Для чего человеку речь?

Поток и Проповедь. Для чего человеку речь?

Кто ещё способен помнить — а значит, получал образование — хранит название учебника — «Родная речь». Подавляющее большинство исследователей предполагает, что наличие развитой речи — один из признаков, выделяющих человека из земного животного мира.

Речь вряд ли можно отнести к передаче, к потоку информации. С этой точки зрения обладателями речи станут и (гипотетически) инопланетяне, и космические спутники.

Вообще потоковая передача данных — вовсе не признак и не атрибут речи.

Тогда — зачем человеку речь? Зададимся этим вопросом. И увидим, как он приведет нас в весьма нежданным объектам — к сайтам и блоггерам.

Представим себе ситуацию — стадо эволюциониррующих обезьян (или — как угодно — падшего «до ниже зверя» человеков) находится на стоянке.

Что и о чем они говорят?

Выкрики и звуки о … о эмоциях. О состояниях. О чувствах и вдруг-мыслях. Поучения и передача опыта детенышам. Повествования о том как, сделать отверстие в камне, где найти подходящие кремни, как изготовить и использовать иглу из кости.
И только изредка — выкрики о том, что в зарослях — тигр. Или медведь. О том, что надвигается дождь. О том, что подкрадывается вражеское племя.

Короче говоря — основное содержание — это чувства, соображения.

И только малая часть — сообщения о новом.

Речь, язык развивались как средство передачи соображений, мыслей, опыта, чувств — в первую очередь. О событиях-новостях — только во вторую. Соответственно, сам язык-речь — семантика, синтаксис, грамматика — передавили в первую очередь технологии знаковой передачи знаний, опыта, чувств, опыта, и только во вторую — о новых событиях.

Какие функции речи отмечают ныне источники?

«Речь выполняет определенные функции:Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.» - https://studopedia.ru/6_167173...

Как можно видеть, обмен информацией — притом не обязательно событийной — всего лишь одна из четырех функций. Очень грубо — ¼ от всего содержания речи.

Можно и иначе.

«Речь для каждого человека – это основной способ передачи информации, необходимое средство общения, с помощью которого он вовлекается в социальную среду, формирует значимые для себя связи, это то, что связывает ребенка с матерью с первых же дней жизни. Речь - это еще и источник, через который поколениям передаются культурные традиции, влияющие на образ мыслей и действий, на наш менталитет.» - https://yandex.ru/turbo/s/fb.r...

То есть речь — это для общения с социальной средой, инструмент для влияния (инструмент манипуляции) на менталитет, мысли и действия, средство передачи культурных событий. Упоминани о сообщениях (о событиях) тут вовсе нет.

Но может быть, просто неверно выбрано слово — речь? Может быть, надо говорить о языке?

«Язык … постепенно превращается в самоорганизующуюся систему, которая призвана выполнять в обществе определенные функции.Первая основная функция языка – когнитивная (т.е. познавательная),означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека....Вторая основная функция языка – коммуникативная, которая означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. коммуникации, или передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.Третья основная функция – эмоциональная и побудительная. Она призвана не только выражать отношение автора речи к ее содержанию, но и оказывать воздействие на слушателя, читателя, собеседника. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.Другие функции языка:– мыслеформирующая, так как язык не только передает мысль, но и формирует ее;– аккумулятивная – это функция хранения и передачи знаний о действительности. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителейязыка;– фатическая (контактоустанавливающая)функция– функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом они стандартны и минимально информативны. Фатическое общение помогает преодолевать некоммуникабельность, разобщенность;– конативная функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты в современном);– апеллятивнаяфункция – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения и т.п.);– эстетическая функция – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что читающий или слушающий начинает замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Речь может восприниматься как нечто прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект;– метаязыковая функция (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, учебной и научной литературе о языке.» - https://lektsii.org/7-81056.ht...

 

Опять же — передача знаний, мыслей, чувств, сопереживания — о «ленте» событийности остается только догадываться.

Отдельно — о проповеди. Как пример — Нагорной проповеди.

Не буду сейчас и тут затрагивать её глубинные смыслы. Это вопросы для другой дискуссии.

Скажу о другом.

Нагорная проповедь Христа НЕ сообщает нам ничего о событиях. Ничего не говорит о новостях. Проповедь передает принципы. Мысли. Постулаты.

 

По одной этой причине Нагорная проповедь имеет ныне нулевой шанс попасть в новостные ленты. В топ сайтов и блогов.

Но развернем вопрос зеркально.

О чем сайты и блоги? Без мыслей, без принципов и постулатов? Мы имеем дело с потоком событийных сообщений.

Это вовсе не речь и не язык. Не надо однобоко обижаться. Ибо это Не оценочное суждение. Это констатация. Фиксация разницы. Собственно разграничение Речи от не-Речи. Отделение Языка от не-Языка. Слова от Информации.

И ещё — это не Слово-Переживание или Слово-Мысль. Это манипуляции. То есть управляющая информация.

Ныне мы присутствуем в самый момент, в самом пекле перехода от мира слова к миру информации. При этом слово как размышление и переживание подменяется шумом, мусором, спамом и фейками.

Информация становится объектом собственности — чьим-то имуществом, охраняемым правом. То есть выборочным, закрепленным за немногими могуществом. Капитализм кончает свой жизненный цикл, приводя могущество к накоплению. Собственно, накопление могущества — основная задача и цель капитализма. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Или его уйдут.

На арене останется Раб и Господин. Точнее , Рабы на арене и Господин — на трибуне зрителей.

Раб отныне отчужден не от собственности на средства производства. Раб ныне должен быть абсолютно стерилизован от Слова-Смысла и лишен прав собственности на информацию. Таково течение «прогресса».

В связи со всем ранее сказанным остается предположить, что некоторые сайты, блоги и блоггеры, ориентирующиеся на новостные потоки, суть ориентированы на информацию и деструктивны по отношению к языку и речи. Не со зла. "Так получилось". Для того они подкармливаются. Соучаствуют и подельничают в накоплении могущества.

Ну и немного почетного места для ангажированной манипуляции.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх