На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PSYСHOLOGY & FUN

17 подписчиков

Свежие комментарии

  • Erl Schweizer
    Мы, те кто малограмотен в таких делах, не умеем так изысканно ковыряться в носу, думаем попроще. Инопланетяне есть и ...Марсианскую цивил...

"ДУМАЙ И ДЕЛАЙ"

Лодочник перевозил путешественника на другой берег.
Путник заметил, что на веслах лодки были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай»
— Интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Бывало, я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— Бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

***

Изготовление плавсредств

Плоты

Наиболее древним типом плавсредств были плоты, которые использовались для рыбной ловли на лесных озёрах и маленьких речках, а также для переправы через реки. 

В глубокой древности, как и сегодня в юго восточной Азии люди живут в примитивных жилищах, сооружённых на плотах, очевидно, обеспечивая свою безопасность от нападения крупных хищников, кабанов, мелких грызунов и ядовитых змей. 

Обычный плот для рыбалки и переправы через небольшие реки делался длиной 2–3 м из 3–5 брёвен высохших на корню елей или сосен, толщиной более 20 см. Брёвна плота изначально скреплялись скрученными ветвями черёмухи, берёзы или тонкими стволами молодых елей или сосен, позже деревянными шпонками, проходящими сквозь паз в каждом бревне и закреплёнными деревянными нагелями. Во второй половине ХХ в. при изготовлении плота для скрепления брёвен стали широко применяться доски, приколоченные гвоздями. Для высокой плавучести стали использовать металлические и пластиковые бочки.

 

По озёрам на плотах традиционно передвигались с помощью шестов, которые можно было воткнуть в дно и использовать вместо якоря для стоянки. В некоторых местах для передвижения стали использовать вёсла с примитивными уключинами, иногда использовали ветер, закрепляя небольшие деревья или ставя примитивный парус. Некоторые плоты имели бортовые ограждения из досок, рыбаки для сидения ставили чурбаки или делали небольшие скамейки. При переправах через глубокие реки с одного берега на другой натягивался канат, держась за который, перетягивали плот, при переезде через мелкие реки отталкивались от дна шестом.

Каркасные лодки

Каркасные лодки северных районов были двух видов: первые обшивались шкурами животных, вторые — большими пластами «бересты» — берёзовой коры. При изготовлении лодок обоих видов сначала делался каркас из тонких стволов и веток, связанных корнями деревьев или жилами животных, ими же сшивали покрывающие каркас раскроенные шкуры и бересту. 

Места соединения с каркасом и швы покрытий для гидроизоляции пропитывались горячими водоотталкивающими и водозащитными смесями из животного жира, воска и древесной смолы.

Долблёнки

Долблёные лодки бытовали у всех народов на северо-западе России. На лодках- долблёнках рыбачили и перевозили людей и небольшие грузы на малых озёрах и реках. Долблёнку делали из свежесрубленной осины прямо в лесу недалеко от водоёма, диаметр бревна в средней части – от 30 до 50–60 см. Сердцевина дерева выдалбливалась теслом, и лодка обрабатывалась скобелем внутри и снаружи.

Известны долблёные лодки пяти видов:

- круглые однодеревки-корыта;
- спаренные круглые однодеревки, соединённые в носу и корме;
- долблёнки с круглым или обработанным с обоих боков корпусом и дополнительными конструкциями из тонких деревьев или толстых досок по бортам;
- долблёнки «набойные» с увеличенной высотой борта;
- долблёнки с разведёнными бортами.

Самым древним типом лодки, которую можно изготовить с помощью самых примитивных каменных орудий и огня, скорее всего, была долблёнка-однодеревка. 

Позднее для большей грузоподъёмности и лучшей остойчивости две примитивные долблёнки-корыта стали соединять друг с другом круглыми или квадратными в сечении шпонками. Известны также и многокорпусные плоты из долблёнок для перевозки и сплава по рекам большого количества груза.

С появлением инструмента из металла для придания корпусу лучших судоходных качеств бревно предварительно немного отёсывали на плоскость с днища и с бортов по форме, сужающейся к носу. После обработки бревно вытёсывали изнутри и для лучшей остойчивости крепили с обоих боков балансиры из тонких сухостойных деревьев, плах или толстых досок 

Постепенно с усовершенствованием инструментов и технологии обработки дерева к бортам долблёнок стали прибивать дополнительные доски, увеличивающие высоту бортов и грузоподъёмность, это так называемые «набойные челны» – модифицированные долблёные лодки с увеличенной высотой бортов. 

Развёрнутые долблёнки самые сложные в изготовлении, так как приходится не просто выдалбливать сердцевину дерева, а придавать бревну особую форму, оставляя в середине его полукруглые кромки для разворачивания бортов. 

Подготовленное таким образом выдолбленное бревно распаривалось горячей водой и нагревалось над углями костра, кромки бортов постепенно разводились с помощью веток и сучьев рябины, черёмухи или берёзы, в разведённый корпус вставляли 3–4 шпангоута для жёсткой фиксации бортов. Длина лодки с разведёнными бортам зависела от её назначения и размеров водоёма и обычно не превышала 3–4 м.

Лодки из досок

Мой дед, Константин Андреевич Бабичев, в свободное от основной службы время, занимался построением из досок речных лодок с плоским дном — «плоскодонок».

Все дощатые лодки можно разделить на три группы:
- полукилевые лодки малых водоёмов,
- такие же — для моря и больших озёр,
-  лодки-плоскодонки. 

Заготовка всех материалов велась в лесу самим дедом. Он выбирал лучшие сосны или ели. В дощаниках – лодках, построенных из досок, – главным является киль, означает «мать», как и «матика» в русской лодочной терминологии. 

К килю крепятся штевни-«кокоры», вытесанные из ели с корнем. Кокора — ствол ели с ответвлением одного из корней, образующим крюк;

Основа постройки – киль с закреплёнными на нём носовым и кормовым штевнями – «материнское дерево». По лодкостроительной технологии основа лодки ставится на два бревна и не закрепляется жёстко, при изготовлении бортов корпус поочерёдно поворачивается с одного бока на другой. 

Есть два вида устройства бортов из досок:
- внахлёст («внакрой») – нижняя кромка перекрывает предыдущую доску. 
- или встык («вгладь») – кромки досок полотно подходят друг к другу.

При постройке лодки по первому способу первые доски «причерчиваются» – подгоняются с обоих бортов и крепятся к килю и штевням, последующие причерчиваются и закрепляются к штевням и к предыдущим доскам. 

Второй способ крепления досок бортов требует точной подгонки досок  

Затем в изготовленный корпус подгоняются и закрепляются шпангоуты, изготовленные из кокор, скреплённый шпангоутами корпус завершает набор конструкций и оборудования лодки.

 Киль в зависимости от размеров лодки тесался из соснового бревна нужной длины, а так же использовали пилёные доски с нужной шириной и толщиной.
Штевни вытёсывал из нижней части еловых стволов с оставленным корнем (кокоры), сращивали с килем в косой «замок» с упором высотой в 3 см и крепили на три-четыре деревянных штыря-«нагеля». 

Носовая кокора всегда была длиннее, чем кормовая. С появлением подвесных моторов вместо кормового штевня стали изготавливать и крепить к килю транцевую корму из досок. 

Доски для бортов дед сам пилил из комлевой, плотной и бессучковой части ствола на специальных «козлах» вертикальной двуручной продольной пилой. Позже договаривался на промышленных пилорамах.
Бортовые доски, да и другие деревянные конструкции лодки, скреплял деревянными нагелями и «сшивал» распаренными и скрученными корнями. Все швы и стыки пропитывались и примазывались горячей смолой - варом.

С развитием промышленности и появлением дешёвых гвоздей доски скрепляли друг с другом плоскими «подковными» гвоздями с расплющенной шляпкой, сколачивая другие конструкции лодок круглыми гвоздями.
На киль перед началом шитья временно крепились два шаблона для установки угла наклона первых досок, которые затем причерчивали к килю и штевням и сращивали внахлёст на 3—4 см. Загибали доски и временно крепили их друг с другом с помощью деревянных «клещей» с клином, которые снимались после сшивания досок корнем или сколачивания плоскими подковными гвоздями с расплющенной шляпкой.

В готовый («сшитый») корпус вставляли и крепили к бортам шпангоуты - точно подогнанные кокоры, заготовки «парили», т. е. нагревали над костром или в воде, прижимали и подгоняли к доскам бортов в местах установки, отёсывали и строгали, готовые шпангоуты приколачивали гвоздями через доски с наружной стороны борта.

Изнутри корпуса к верхним набоям крепили уключины из берёзы с сучком. Как правило, было до двух пар вёсел: одна в середине и одна пара или одно рулевое на корме.  Разнообразие дощатых лодок которые изготовил мой дед своими руками очень велико.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх