На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PSYСHOLOGY & FUN

185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владислав Мануковский
    Слива, вишня и персик это косточковые фрукты, а яблоко нет. Значит яблоко.Какое фото лишнее
  • Evgeni Velesik
    Слива, в ней много сахара!Какое фото лишнее
  • saha
    яблокоКакое фото лишнее

Реальность без фильтров: почему мы несчастны?

Недавно мне попался рилс, по сюжету которого у москвича случается инсульт из-за того, что курьер привез заказ с опозданием на 2 минуты. Это довольно популярная тема в сети - посмеяться над тем, как нас разбаловал московский сервис. Мы действительно драматизируем так, будто случилось ЧП.
Для моего папы это немыслимая тема - он из тех людей, кто помнит километровые очереди за колбасой и удивляется, как можно не ценить то, что мы имеем сейчас. Магазины, работающие 24/7; стоматологию, куда можно приехать ночью; салоны красоты, где в 8 рук одновременно приводят в порядок, чтобы не тратить наше драгоценное время.

В истории человечества ещё не было периода, когда бы люди жили так хорошо. Никакой чумы и голода, а уж развлечений такое количество, что выныривать из всех доступных удовольствий жизни порой оказывается болезненно. При этом психологи единодушны: уровень тревоги и экзистенциальной тоски зашкаливает именно у нашего поколения. Почему?

Этот феноменом социологи назвали «парадоксом изобилия». Если у вас есть доступ ко всем возможными благам, они перестают иметь ценность. Мы подсаживаемся на дофаминовую иглу - ещё больше контента, ещё больше путешествий, ещё больше вкусной еды. Из-за отсутствия безупречного сервиса у нас может случиться истерика, в очередная сумка радует максимум неделю. Нам все время надо больше! Рожденные в 80-е и 90-е люди помнят жизнь без телефонов, когда мультики про Чипа и Дейла ждали неделю, чтобы в нужное время включить телевизор. Это был настоящий праздник и ярчайшее воспоминание детства.
Сейчас же в изобилии контента дети не успевают выбирать любимого героя, а каждому второму диагностируют СДВГ. Сложно всерьез относится к текущему моменту, когда надо столько успеть, охватить, потребить.

В конце 80-х вкус бананов казался чем-то божественным - в стране тотального дефицита очереди тянулись на километр даже за молоком. Сейчас же сложно в принципе с трепетом относиться к любой еде - в тотальном изобилии наступает момент, когда обесценивается буквально все. И это главная проблема нашего времени. Ни очередные Мальдивы, ни концерт любимого исполнителя не затыкают эту дыру растущих потребностей, потому что современный человек - ненасытный наркоман бесконечных удовольствий. И это не фигура речи, а подтвержденный нейробиологией факт. Мы заполняем гигантскую пустоту - кто-то едой и путешествиями, кто-то бесконечным шопингом, кто-то мимилетными связями, а кто-то контентом, который потребляет без разбора. И мысль о том, что материальные блага и потребительская распущенность не могут исцелить приходит в голову только самым продвинутым - отсюда и попытка уравновесить все это ретритами, аюрведой и прочими поисками нематериальных смыслов. Наивно, но кто-то хотя бы пытается.

А как иначе, если перед нами инстаграм-карусель идеальных моментов из жизни других людей, задающая стандарты: как и где отдыхать, какие вещи покупать? Эта соцсеть будто бы создана для того, чтобы провоцировать зависть созданием идеальной реальности без противоречий, сомнений и полутонов.

Социальные сети превратили нас в свидетелей чужой жизни. Мы сместили фокус с себя на других - и чужой праздник буквально управляет нами. Мы каждый день ощущаем свою уязвимость и неполноценность в скроллинге чужого успеха. А современный мир победившего капитализма создает все новые ролевые модели, которым мы жадно бросаемся следовать - будь то модная локация для отдыха или уродивый аксессуар, который в этом сезоне принято вешать на сумку. Мы не чувствует себя живыми, но при этом очень спешим жить быстро и жадно.

«Перестаньте считать негативные эмоции поломкой», - говорят психологи. Легко сказать. В мире, где для удовлетворения нашего эго создано всё, душа находится на задворках - для нее время находится с трудом.

А что если принять свои несовершенства? Что если честно сказать себе, что новая покупка - это не поиск индивидуальности, а попытка соответствовать трендам и быть, как миллионы? Мы вряд ли выйдем из этой матрицы, но критически относится к себе и к миру - весьма полезное упражнение.
наверх